„Знание некоторых принципов легко
возмещает незнание некоторых фактов.“
- Клод Адриан Гельвеций
Давным уже давно, когда, совсем еще незагорелым репатриантом, я впервые попал к Западной Стене Храма, то, недоверчиво повинуясь команде экскурсовода, вопросил ее, стену, о смысле жизни. Ни больше, ни меньше. Она подумала и ответила: «Страстные правят мудрыми». Не то чтобы эта мысль не приходила мне в голову раньше, не то, чтобы я считал ее исчерпывающим объяснением несуразностей и прелестей жизни, но под непривычным еще, непрозрачным небом Востока она показалась мне очень точной и многозначительной...
И вот «мелкая философия на глубоких местах». Однажды узнав от Спинозы, что мир человеческих идей черпает свои порядки в столкновениях вещей и явлений, трудно не стать рационалистом и агностиком. Естественные науки выискивают для нас закономерности типа: «Если где чего прибудет, так в другом месте убудет»; или – «когда сосуды сообщаются, давление в них выравнивается». Чем не универсальные законы бытия? Рассуждения об общественном благе, о справедливости, о без таких «простеньких» законов сильно теряют в своей убедительности. Действие равно противодействию, инерция зависит от массы, движение относительно – разве это не полностью применимо к вечной борьбе цивилизаций – за воду, землю, нефть, веру...
Однако та же наука приучила людей к мысли, что мир можно строить как бы из деталей детского конструктора, поправляя и заменяя узлы и части, пока не станет красиво. Особенно в этом убеждении преуспевает «лженаука» - экономика: объясняющие ее теории плавно переходят в указующие. Не смущаясь неправильно предсказанными ранее результатами.
Идем дальше. «Принцип дополнительности» родился, чтобы примирить волновую и корпускулярную теории света. То есть, свет одновременно ведет себя как частица и как волна. Его можно посчитать «по кусочкам», но тем не менее разъять невозможно. Вам не кажется – этот принцип идеально подходит для описания исторического поведения людских сообществ. Движение масс.
А «Соотношение неопределенностей Гейзенберга? Это – когда невозможно одномоментно и с высокой точностью определить скорость частицы и ее местонахождение. И как это по-житейски: ты даже можешь поймать золотую рыбку, да только в руках она моментально засыпает и начинает попахивать.
Какой-нибудь ток насыщения в электронном устройстве тоже избыточно моделирует ситуацию с соотношением себестоимости любого предмета. Даже и виртуального. Для прироста его характеристик требуется все больше и больше вложений. И так – пока этот прирост не прекратится, несмотря на все интеллектуальные ухищрения.
Вспомним также про цепную реакцию, поразившую в свое, уже далекое, время, публику гуманитарного образа мыслей. Зловещий пример положительной обратной связи: «чем больше – тем больше» работает не только в ядерной физике – слишком часто общественные процессы, начавшись невинными шалостями маргиналов, быстро набирают силу и идут вразнос. То же – с экономическими проектами – от финансовых пирамид до биржевых пузырей – разогнавшуюся повозку не остановить на крутом склоне.
В заключение нашего далеко не полного перечня аналогий можно было бы поговорить об энтропии и вероятности, как главных регуляторах человеческой экспансии в материальном мире, но остановимся. А для особо увлеченных цивилизаторов и прогрессистов приведем только фразу далекого от физики человека - музыканта, врача, теолога Альберта Швейцера: «Превращение леса в парк и поддержание его в таком качестве может оказаться в какой-то момент полезным. Но об интенсивной вегетации, которая обеспечивала бы впредь богатый древостой, тогда нет речи». Лучше не скажешь.
Жизнь социума не менее прихотлива, чем жизнь «слепой» природы. Любые построения, призванные усовершенствовать ее, эту жизнь, имеют смысл только на ограниченном пространстве, в определенном интервале времени. И постановка футурологических задач в духе Римского клуба или масонской ложи из более древних времен хороша как упражнение, тренировка ума, полет морали. Их неуклонная реализация часто напротив – путь к догматизму и попранию этой самой морали. Пресловутый конфликт цели и средства.
Мир не умнеет — страстные задают повестку, воображая, что жизнь на земле появилась вместе с ними. Остальные нехотя или увлеченно следуют этой повестке. Но всех нас за углом поджидает мудрый древний «физик» -Экклезиаст.
"И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь"
Comentarios